По материалам журнала "Математика" (2018, № 1)
Иоганн ВЕРНЕР (1468-1522)
Немецкий математик и астроном, священник. В своих воспоминаниях указывал на то, что еще с детства знал, что станет математиком. Был дружен с известным живописцем и математиком Альбрехтом Дюрером, консультировал его по математическим вопросам. Математические работы Вернера относятся к сферической тригонометрии и коническим сечениям. Его трактат «О треугольниках, образованных дугами больших кругов» имел большое
значение для развития тригонометрии, несмотря на то, что опубликован был только в 1907 году. Вернер первым в Европе стал пользоваться формулой, выражающей произведение синусов в виде разности косинусов, что значительно облегчило вычисления. Представленные в таком виде формулы произведения тригонометрических функций часто называют формулами Вернера.
Вернера считают одним из последних представителей средневековой математики, внесших оригинальный вклад в теорию конических сечений. Не зная доказательств Аполлония, относящихся к основным свойствам конических сечений, он пришел к ним самостоятельно. В «Книге о двадцати двух конических элементах» он, один из первых, применил перспективу. Был искусным мастером математических инструментов и разрабатывал вопросы картографии. Многие считают Вернера пионером современной метрологии и прогнозирования погоды.
Василий Иванович ОБРЕИМОВ (1843-1910)
Отечественный математик-педагог, популяризатор науки. Основные исследования Обреимова относятся к методике внеклассной работы по математике. Он окончил математический факультет Казанского университета, преподавал математику и физику в Екатеринбургской мужской гимназии. За революционную деятельность был сослан (1872) под надзор полиции в Вятскую губернию, откуда бежал в Швейцарию (1878), в 1905 году вернулся на родину, вскоре стал преподавателем коммерческого училища в пригороде Петербурга.
Широкую известность получили книги Обреимова «Математические софизмы» (1884) и «Тройная головоломка» (1884), ставшие своеобразным образцом для последующих работ в этом направлении. Свои оригинальные методические взгляды он изложил в «Элементах арифметики» (1906). «Дополнительные статьи из курса математики в V классе» (1908) содержат методику изложения пропедевтического курса тригонометрии и графический метод решения системы линейных уравнений с двумя неизвестными. Перевел «Математические развлечения» Е. Люка (1883) и другие сочинения, популяризирующие математику и физику.
Виктор Викторович РЕПЬЕВ (1893-1979)
Отечественный математик-педагог, профессор Горьковского пединститута. Окончил педагогический институт в Нижнем Новгороде. Репьев опубликовал серию методических статей, брошюр и книг. Нескольким поколениям учителей математики хорошо знакомы его «Методика тригонометрии» (1938), «Общая методика преподавания математики» (1960), «Методика преподавания алгебры в восьмилетней школе» (1967) и др.
Гастон Морис ЖЮЛИА (1893-1978)
Французский математик, член Парижской академии наук (1935). Научные работы относятся к теории функций комплексного переменного, функциональному анализу, теории функциональных уравнений, дифференциальной геометрии, истории математики. В теории гильбертовых пространств Жюлиа разработал проблему моментов. Именем Жюлиа названы функции, теоремы и прямые. В 1924 году описал множество Жюлиа. Парижская академия наук учредила премию им. Г. Жюлиа.