Потапову Михаилу Константиновичу — 90 лет!

Дата: 
01 Февраля 2021, 12:30

Потапов Михаил Константинович родился 29 января 1931 г. в Пятигорске Ставропольского края. Окончил Пятигорский государственный педагогический институт (1952), кандидат физико-математических наук (1956), доктор физико-математических наук (1974), профессор (1975), профессор кафедры высшей геометрии и топологии (1956–1978), профессор кафедры теории функций и функционального анализа (1978 – по настоящее время) механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Награждён медалью «Ветеран труда» (1975). Лауреат премии им. М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2000). Заслуженный профессор Московского университета (1999). Заслуженный деятель науки РФ (1993). Отличник народного образования.

Область научных интересов: теория функций, школьное образование. Тема кандидатской диссертации «Некоторые вопросы наилучшего приближения в метрике Lр». Тема докторской диссертации «Конструктивные характеристики и теоремы вложения для некоторых классов функций». Читает курсы «Мера и интеграл», «Приложения теории функций и функционального анализа», «Приближение функций полиномами», «Тригонометрические ряды», «Номография», «Научные основы школьного курса математики», «Математические основы школьного курса естествознания», «Содержание и методика преподавания школьного курса математики».

Школьные учителя знают Михаила Константиновича, начиная с его первой широко известной книги [1], а потом были интересные книги с другими соавторами. С книгой [1] у меня связаны личные воспоминания, я пользовался ею, обучаясь в 10 Е классе СШИ ФМП № 18 при МГУ им. М.В. Ломоносова. Её мне подарил одноклассник Боря Ужакин. Книга была очень популярна. Мой экземпляр из допечатки в 100 000 экз. к основному тиражу книги. Она стала заметным явлением в абитуриентской литературе и задала эталон обстоятельного и точного объяснения излагаемого материала. Этот стиль Михаил Константинович привнёс в наши совместные учебники серии «МГУ-школе» для 5 – 11 классов, над которыми мы работали с 1985 г. (в Федеральном перечне учебников с 1996 г.) В них та же неторопливость и постепенность в развёртывании содержания изучаемого материала.

Не передать словами того шока, который я испытал, когда мне выпало счастье писать учебники с такими мастерами, как академик С.М. Никольский и профессор М.К. Потапов. Я ловил каждое их слово, так как к тому времени имел за плечами всего лишь 12 лет работы в школе. Я учился у них, задавал вопросы, делал свои предложения, опирающиеся на опыт общения со школьниками и учителями. Однажды я переадресовал Михаилу Константиновичу вопрос учителей: «Почему в своих учебниках при решении неравенств вы так поздно вводите нестрогое неравенство?» Его ответ мне запомнился, и я часто привожу его в моих встречах с учителями: «А куда мы спешим? Сначала ученик должен освоить способы решения строгих неравенств всех типов, предусмотренных программой, а потом переходить к изучению нового для себя объекта — нестрогого неравенства. Нестрогое неравенство — это и не неравенство вовсе, а совокупность уравнения и

неравенства». Если не развести эти понятия, то ученик будет с совокупностью работать как со строгим неравенством и допускать ошибки.

В самом деле, мы же хотим добиться понимания учеником выполняемых им действий, а не учим «лайфхакам», как теперь пишут в Интернете, т. е. не учим способам получения верного ответа без понимания смысла выполняемых действий. И это только один пример, одна искорка в том фейерверке моего общения с Учителем. После учебников мы с Михаилом Константиновичем написали книги для учителя и дидактические материалы (для 5-11 классов), рабочие тетради (для 5-9 классов), много совместных статей, но это уже совсем другая история, о которой надо рассказывать отдельно, чтобы не выйти за рамки жанра «поздравительная открытка».

Дорогой и глубокоуважаемый Михаил Константинович, от меня, от Ваших коллег, от учителей математики примите сердечные поздравления с замечательным юбилеем! Желаем Вам здоровья, бодрости, сил и дальше делиться своими знаниями и опытом со всеми, кто учит российских школьников математике. Успехов Вам во всех делах… вопреки обстоятельствам!

___________

1. Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов. Пособие по математике. Для поступающих в вузы. Избранные вопросы элементарной математики. – М.: «Наука». – 1968.

А.В. Шевкин